boshlang‘ich sinflarning “Tarbiya” darslarida fanlararo integratsiyani ta’minlash jarayonini baholash mezonlarini aniqlash zamonaviy pedagogik jarayonning eng muhim ilmiy-amaliy yo‘nalishlaridan biri hisoblanadi. Ta’lim mazmunining integrativ yondashuv asosida tashkil etilishi o‘quvchilarning dunyoqarashi, ijtimoiy tajribasi va axloqiy ongini uyg‘un rivojlantirishga xizmat qiladi. “Tarbiya” fani o‘z tabiatiga ko‘ra ko‘p qirrali bo‘lib, unda ona tili, adabiyot, tarix, tabiiy fanlar, san’at, texnologiya va hatto matematika elementlari bilan uyg‘unlikda ishlash imkoniyati mavjud. Shu bois integratsiya darajasini aniqlash mezonlarini ishlab chiqish ilmiy asoslangan yondashuvni, aniq metodik ko‘rsatkichlarni va o‘quv jarayonining real holatini chuqur tahlil qilishni talab etadi. Mazkur jarayonning maqsadi o‘quvchilarda tarbiyaviy kompetensiyalarni shakllantirishda turli fanlar o‘rtasidagi bog‘liqlikning qanchalik samarali qo‘llanilayotganini aniqlash, o‘qituvchining metodik mahoratini baholash, darsning mazmuniy boyligini belgilash hamda integratsiya natijasida o‘quvchilarda yuzaga kelayotgan sifat o‘zgarishlarini ilmiy asosda o‘lchashdan iboratdir.
определение критериев оценки уровня межпредметной интеграции на уроках «Воспитание» в начальных классах является одним из важнейших научно-практических направлений современного педагогического процесса. Организация содержания обучения на основе интегративного подхода способствует гармоничному развитию мировоззрения учащихся, их социального опыта и нравственного сознания. Предмет «Воспитание» по своей природе является многогранным и позволяет естественно сочетать элементы родного языка, литературы, истории, естественных наук, искусства, технологии и даже математики. Поэтому разработка критериев определения уровня интеграции требует научно обоснованного подхода, четких методических показателей и глубокого анализа реального состояния учебного процесса. Цель данного процесса заключается в выявлении эффективности применения межпредметных связей при формировании воспитательных компетенций учащихся, оценке методического мастерства учителя, определении содержательного богатства урока и научном измерении качественных изменений, происходящих у учащихся в результате интеграции. ЦЕЛЬ: материалы и методы, используемые при разработке критериев оценки межпредметной интеграции, должны быть взаимосвязаны. Педагогическое наблюдение, анализ деятельности учащихся, видеомониторинг уроков, беседы с учителями, диагностические задания, компетентностные оценочные листы, контент- анализ и экспериментально-сравнительные методы служат основными научными инструментами для определения уровня интеграции. Кроме того, такие показатели, как речевая активность учащихся, логическое мышление, социально- эмоциональное развитие, навыки нравственного выбора и культура работы в коллективе, также являются важными индикаторами эффективности интеграции. Эти методы позволяют глубоко изучить структурное содержание урока, педагогические технологии, выбранные учителем, естественность межпредметных связей и степень их восприятия учащимися.