в статье рассматривается влияние мотивационных факторов на формирование когнитивной активности студентов высшего учебного заведения. Мотивация как психологический феномен определяет направленность, устойчивость и интенсивность познавательной деятельности личности. В контексте высшего образования особенно важным является понимание того, какие мотивы лежат в основе учебной активности студентов и какие психологические механизмы обеспечивают их реализацию в процессе обучения. В данном исследовании анализируются как внутренние мотивы (интерес к познанию, потребность в самореализации, стремление к профессиональному росту), так и внешние мотивы (оценка, социальное признание, материальное стимулирование), которые в совокупности формируют динамику учебной деятельности. Особое внимание уделяется внутренней мотивации, поскольку она является ключевым фактором, определяющим устойчивость и результативность познавательной активности. Внутренняя мотивация напрямую связана с когнитивными потребностями личности, уровнем интеллектуальной инициативы и способностью к саморегуляции учебного поведения. Именно она обеспечивает развитие способности студента к самостоятельному поиску знаний, критическому анализу информации, креативному мышлению и формированию метакогнитивных навыков.
maqolada oliy ta’lim muassasalari talabalarining kognitiv faolligini shakllantirishda motivatsion omillarning ta’siri ko‘rib chiqiladi. Motivatsiya psixologik fenomen sifatida shaxsning bilish faoliyatining yo‘nalganligi, barqarorligi va intensivligini belgilaydi. Oliy ta’lim jarayonida ayniqsa talabaning o‘quv faoliyatiga asos bo‘ladigan motivlar va ularni ta’minlovchi psixologik mexanizmlarni anglash muhim ahamiyatga ega. Tadqiqotda ichki motivlar (bilishga qiziqish, o‘zini namoyon qilish va kasbiy rivojlanishga intilish) hamda tashqi motivlar (baholash, ijtimoiy e’tirof, moddiy rag‘bat) tahlil qilinadi. Ularning o‘zaro uyg‘unligi o‘quv faoliyatining dinamikasini belgilaydi. Alohida e’tibor ichki motivatsiyaga qaratiladi. Chunki aynan ichki motivatsiya talabaning bilish jarayonidagi barqarorlik, mustaqillik, intellektual tashabbus va o‘z-o‘zini boshqarish qobiliyatini shakllantiradi. Ichki motivatsiya talabaning bilim izlash, axborotni tahlil qilish, ijodiy fikrlash va metakognitiv ko‘nikmalarni rivojlantirishga imkon beradi.