изобразительное искусство Центральной Азии развивалось на перекрестке различных культурных и религиозных влияний, среди которых исламский канон сыграл определяющую роль. С момента распространения ислама в регионе начиная с VIII века, художественные формы подверглись значительной трансформации под воздействием религиозных норм, особенно связанных с запретом на изображение живых существ. Это стимулировало развитие абстрактных и орнаментальных форм, архитектурного декора и каллиграфии как доминирующих выразительных средств. В настоящей статье рассматриваются особенности взаимодействия исламской эстетики и местных художественных традиций, с акцентом на декоративно-прикладное искусство, архитектуру и миниатюру, что позволяет раскрыть специфику художественного мышления в рамках исламской цивилизации региона.
Markaziy Osiyoda tasviriy san’at turli madaniy va diniy ta’sirlar chorrahasida shakllangan bo‘lib, ular orasida islomiy qoidalar hal qiluvchi o‘rin tutadi. VIII asrdan boshlab islom dinining tarqalishi bilan san’at shakllari diniy qoidalar, ayniqsa tirik mavjudotlarning tasvirlanishiga qo‘yilgan taqiqlar ta’sirida sezilarli o‘zgarishlarga uchradi. Bu holat abstrakt va bezakli shakllar, arxitekturaviy dekor va xususan, xattotlikning yetakchi ifoda vositalar sifatida rivojlanishiga turtki berdi. Ushbu maqolada islom estetikasi va mahalliy badiiy an’analarning o‘zaro ta’siri, xususiyatlari, amaliy-bezak san’ati, arxitektura va miniatyura misolida tahlil qilinadi.